Постановка целей по методике SMART или как правильно ставить цель при поиске работы?

Поиск работы – это важный шаг в жизни каждого человека, на любом жизненном этапе и при любой ситуации в стране. Психологи утверждают, что это своеобразный стресс для человека, поэтому прежде чем искать новую работу, вы четко должны понимать, чем хотите заниматься, чтобы не травмировать себя стрессовыми ситуациями, а работать долго и продуктивно. Важно понять мотивы поиска новой работы, от которой будет зависеть ваше ближайшее будущее на три-шесть месяцев или два-три года.

Несмотря на социально принятые ответы на вопрос о причинах увольнения с предыдущих мест работы, более половины соискателей в качестве главного мотива поиска новой работы называют необходимость расстаться со старой. При этом мало кто может сформулировать, чем же он действительно хочет заниматься.


Примером может послужить цель или желаемая должность, которая указывается соискателем в резюме. Очень часто она звучит так: «Цель: получить перспективную, интересную, стабильную и высокооплачиваемую работу в крупной компании для воплощения теоретических знаний, практического опыта, а также новых идей в деятельность предприятия, с целью увеличения благосостояния, динамичного развития и качественного роста компании, а также своего профессионального роста, получения морального и материального удовлетворения, добиться успехов в карьере…», это цитата из реального резюме. Так кем же все-таки хочет работать этот соискатель, в резюме так и не указано. Вот и приходится рекрутеру догадываться, изучая последние места работы указанные в резюме или просто не тратить время на такого кандидата, уделив внимание более конкретным соискателям.


Лишь некоторые указывают реальную, желаемую, конкретную должность в своем резюме. Именно этот показатель свидетельствует о том, что человек понимает, чем хочет заниматься в жизни. Но, к сожалению таких не много, поэтому ищут философские соискатели «где лучше и красивее».


Сделаю небольшое отступление и проведу разделение кандидатов в поиске работы на две категории. Первая, это лидеры и карьеристы, которые будут строить карьеру в одной компании, подымаясь по карьерной лестнице или те, которые тоже будут строить карьеру, но меняя каждое новое место работы. Вторая категория людей, это трудолюбивые или не очень трудолюбивые исполнители, которым важна стабильность рабочего места, стабильность заработной платы и постоянные, хорошо знакомые должностные обязанности. Обычно вторая категория людей работают длительное время в компании, до увольнения, сокращения или закрытия компании. Если вы отнесли себя к первой категории, то тема построения целей скорее будет актуальна и интересна для вас. Вы люди, которые не жалуются на жизнь и ситуацию, стремятся постоянно идти в перед, к совершенству.


Часто люди очень размыто видят себя на той или иной должности в текущий период, а тем более через 3-4 года. Не слишком четкое представление о собственных карьерных целях и возможностях рынка труда часто приводит к трудно исправимым ошибкам. Такой человек как кузнечик, прыгает с одной работы на другую, зарабатывая репутацию «летуна», а с такой репутацией уже сложно будет найти стабильную, хорошую работу.


В сложившейся ситуации «кризиса» в стране, многие соискатели просто желают найти работу. «Мне главное трудоустроиться, а потом планировать»,- отвечает соискатель. Можно частично согласиться, сложно сейчас с работой, но ведь «кризис» не вечен. И представьте резюме соискателя через три-четыре года, когда за этот период он сменил пять-шесть мест работы, четыре из которых по собственному желанию. Такой человек ищет работу не от дальновидных целей, а от краткосрочных показателей, таких как заработная плата, социальные условия, место расположения и т.д. Поменялись условия и уже работа не устраивает, продолжается поиск где лучше. В результате, в качестве главного мотива поиска новой работы оказывается необходимость расстаться со старой.


Возможно, если бы принятие решения о трудоустройстве со стороны соискателя было более обдумано и целенаправленно, тогда и работодателям не пришлось бы искать нового сотрудника на его место через пару месяцев.


Вам хочется, чтобы ваше резюме работодатели рассматривали как резюме «летуна»? Думаю, нет. Для этого предлагаю детальней разобраться, что же такое цели и как правильно их строить?!


Некоторые люди, придя к какому-то результату, начинают утверждать и внушать, что именно этого они хотели, что это и была их цель, таким образом, попросту обманывая самих себя. Социуму в ровном счете не важно, какие цели вы ставите и к какому результату вы приходите, потому что он обсуждает и забывает, а вы с этим результатом живете. Поэтому постановка целей без самообмана важна для вас самих.


Для того, чтобы эффективно планировать нам нужно ясно представлять общий и конечный результат. Предлагаю обратиться к известной методике постановке целей по SMART:


S (specific) - конкретные

M (measurable)- измеримые

A (achievable)- достижимые

R (relevant)- соответствующие деятельности

T (timed)- согласованные во времени


Разберем эти понятия на легком примере автомобиля.


Конкретная:


Предельно ясная и конкретная, чётко описана. Что делать? Кто и с кем будет осуществлять? Каким образом? Где? Это необходимо для собственного осознания деталей цели и для понимания сложности ее достижения. Ведь если вы отвечаете что хотите машину, согласитесь, это очень абстрактная мечта. Когда вы говорите, что хотите Honda Accord, черного цвета, 2008 года выпуска, черный кожаный салон, объем двигателя 2.4 литра, это уже конкретно.


Измеримая:


Важно выделять не только конечные, но и промежуточные критерии оценки - чтобы можно было проверить, насколько вы продвинулись в выполнении своей цели. Например, если вы хотите автомобиль, а у вас нет водительских прав, необходимо построить промежуточную цель получения водительских прав.


Достижимая:


Вы должны чётко осознавать и оценивать наличие необходимых ресурсов. Цели должны быть достижимы. И при этом вызывающая цель мотивирует к достижению лучших результатов. Цель не должна быть слишком простой или слишком сложной, как например Rolls - Royls Phantom за 800 тис. $, которых в мире выпущено пару десятков. Если вы принадлежите к президентскому классу нашей страны, тогда можно ставить и такую цель. (Известно, что пару месяцев назад киевский мер Леонид Черновецкий купил себе Rolls-Royls). Но думаю, такие люди не будут читать данную статью, поскольку уже знают как ставить цели и их достигать.


Соотносящаяся с другими целями:


Необходимо соотносить данную цель со стратегическими или другими жизненными целями более высокого уровня. Цель должна поддерживать выполнение целей более высокого уровня. Например: «В двадцать семь лет я буду ездить на Honda Accord (цвет и др. параметры) и займу должность руководителя департамента оптовых продаж в крупной компании «ООО». (В этой компании все руководители направлений ездят на Honda Accord).»


Определённая во времени:


Ограниченна во времени и зафиксирована во временных рамках – как конечная цель, так и промежуточные (время, число, месяц и год). Это для того чтобы осознавать конкретные временные рамки и начать работать над целью уже сейчас. Ведь если вы скажите, что хотите эту машину через пять лет, допустим тогда вам будет двадцать семь, вы об этом конечно же будете помнить все время, но вдруг в двадцать шесть вы осознаете что скоро двадцать семь, а машины то нет и вы даже еще не начинали копить на нее деньги. Тогда наверняка подумаете: «Почему я не начал собирать на нее четыре года назад?» Здесь вы можете представить себе вариант авто в кредит, но тогда она не будет полностью вашей за год времени.


В данном случае примером стал автомобиль. Тоже самое можно прописать с работой. Ведь если вас сейчас спросят о ваших планах относительно работы и карьеры на ближайшее время, надеюсь, вы уже не ответите: «Хочу найти интересную работу, с хорошей зарплатой», вы ответите конкретней, с направлением деятельности и желаемой должностью. А для себя определите более конкретные цели, которые в подробностях не расписываются на собеседовании. Например: «Хочу работать и развиваться в области продаж IT технологий и техники, получить должность менеджера по продажам в крупной IT компании (перечень из 5-6 компаний прилагается), год заниматься оптовыми продажами по регионам Украины, после чего получить повышение на должность национального менеджера по продажам и через два года стать зам. руководителя департамента продаж, с ближайшим карьерным ростом, в этой или другой компании, до должности руководителя департамента продаж IT техники». В процессе достижения вашей цели будут вноситься коррективы, без этого ни как. Но зато вы точно будете видеть, к чему стремитесь, и что будете иметь в результате. А если вы хотите узнать как работать с возникающими трудностями на рабочем месте и как построить карьеру в одной компании, не прыгая с места на место, читайте тему следующей статьи.


Исходя из всего вышесказанного, мы видим, что действительно важно ставить цели (краткосрочные и долгосрочные) и решать возникающие ситуации, опираясь именно на эти цели. Жить, стремясь к результату, адаптируясь к возникающим ситуациям и быть оптимистом. Тогда вы не потеряетесь в мире социального «кризиса» и будете придерживаться своего пути, а не плыть по течению всеобщей ситуации, это поможет вам легче пройти «кризисный» для всех период и жить будущим.


У Победителя всегда есть цель и план действий, а у неудачника всегда находятся оправдания. Победитель видит решение в каждой проблеме, а неудачник видит проблему в каждом решении. Победитель говорит: «Это может быть трудно, но возможно», а неудачник говорит: «Может быть это возможно, но слишком трудно». Я желаю вам, чтобы вы всегда были победителями в своей жизни!


Автор статьи Лисиченко Наталья

психолог, начальник отдела рекрутинга

Киевской службы персонала «ФинИнКом»

http://www.finincom.ua 



©2003-2016, Украина, Киев. Создание и сопровождение сайта LND.kiev.ua